Создание бизнес-процесса

Бизнес-процесс представляет собой цепочку действий (подпроцессов), которые описывают основные регламенты и процедуры компании в простой и структурированной форме.

В Юнидата MDM для создания и настройки бизнес-процессов используется нотация BPMN 2.0, которая позволяет создавать графические схемы процессов, а также загружать уже готовые описания в формате xml.

Также смотрите Концепция бизнес-процессов

Note

В редакции Standart Edition бизнес-процессы не привязаны к записи, и позволяют реализовывать процессы создания заявок на добавление записей в систему.

Создание нового процесса

Чтобы создать бизнес-процесс:

  1. Включите режим черновика бизнес-процессов, нажав кнопку image1 «Черновик». Создайте новый черновик или откройте существующий.

  2. Убедитесь, что активна закладка «Бизнес-процессы», расположенная в верхней части списка процессов.

  3. Нажмите кнопку image2 «Создать бизнес-процесс», расположенную в нижней части списка, после чего откроется мастер создания бизнес-процессов.

  4. Выберите тип создания процесса:

    • Загрузить файл: выберите необходимый файл процесса для загрузки (.xml/.bpmn) и подтвердите действие.

    • Выбрать шаблон: выберите необходимый шаблон из списка готовых и нажмите “Загрузить”, затем подтвердите действие.

    • Заполнить вручную: введите основные параметры. Обязательные: отображаемое имя и идентификатор процесса (будет заполнен автоматически). При необходимости заполните дополнительные параметры (будут доступны для редактирования позже), затем подтвердите действие.

  5. Будет создан новый бизнес-процесс. В правой части экрана будет доступен ввод и редактирование основных настроек. Подробное описание см. в Панель настроек процесса. В основной части экрана отобразятся вкладки:

    • Схема. Подробное описание работы со схемой см. в Редактор схем.

    • Индексируемые переменные. Позволяют добавить одну или несколько переменных, которые будут использоваться в ходе работы бизнес-процесса.

    • Назначение процессов (только для Enterprise Edition). Позволяет назначить бизнес-процесс на реестр/справочник. Для этого добавьте необходимые реестры/справочники, при изменении которых должен запускаться бизнес-процесс. В качестве условий запуска можно указать триггеры, что позволяет создать процесс на определенное действие. Например, запуск только при восстановлении записи.

  6. Нажмите кнопку “Сохранить” в правом верхнем углу экрана.

  7. Нажмите кнопку image3 «Публикация черновика бизнес-процессов», расположенную в нижней части списка. Выберите способ публикации: простая или публикация с приоритетом.

Добавление бизнес-процесса

Рисунок 1 - Добавление бизнес-процесса

Импорт и экспорт

Для импорта/экспорта модели бизнес-процессов:

  1. Включите режим черновика бизнес-процессов, нажав кнопку image1 «Черновик». Создайте новый черновик или откройте существующий.

  2. Нажмите кнопку image4 «Импорт/Экспорт», расположенную в нижней части списка.

  3. В результате действия откроется окно мастера импорта/экспорта модели бизнес-процессов.

  4. Выберите необходимое действие и перейдите на следующий шаг:

    • Импорт: выберите необходимый файл модели процессов и подтвердите действие на следующем шаге.

    • Экспорт: подтвердите действие.

  5. Начнется процесс импорта/экспорта модели. Результаты будут доступны в Уведомлениях.

Индексируемые переменные бизнес-процесса

Переменные позволяют организовать взаимодействие между разными задачами в рамках одного экземпляра процесса, выполнять поиск экземпляров процесса и организовывать различную логику непосредственно в самой диаграмме процесса.

В переменных хранится вся информация о конкретном экземпляре процесса. Например, о модели процесса (схема + обработчики + модель переменных), об инициаторе, дате запуска процесса и т.д. Переменные индексируются в Elasticsearch.

В системе предусмотрен стандартный набор переменных, которые автоматически добавляются в каждый новый процесс. Также переменные можно создавать/редактировать в сервисных задачах и различных слушателях событий. Описание стандартных переменных см. в Gitlab проекта.

На вкладке Индексируемые переменные доступно только объявление переменных. Чтобы применить переменные, необходимо, чтобы бизнес-процесс получил информацию о переменных. Это можно сделать несколькими способами:

  • Заполнить форму с переменной (указать значение переменной) на одном из шагов бизнес-процесса.

  • Создать слушателя событий в схеме процесса. Слушатель заполнит значение переменной.

  • Использовать собственную логику в пользовательском бизнес-процессе через кастомный java-класс.

Поиск экземпляра бизнес-процесса может производиться по переменным. Для того, чтобы переменная стала поисковой, ее необходимо добавить в список переменных (закладка Индексируемые переменные), задав ей имя и указав соответствующий тип. Переменные, которые не настроены как поисковые, не будут возвращаться при получении конкретной задачи или процесса, но будут храниться:

  • в схеме бизнес-процесса,

  • в сервисных задачах,

  • в слушателях событий,

  • в BPMN-диаграмме.