Запуск бизнес-процессов

Предварительно:

  • Создайте учетную запись пользователя с ролью, определяющей пользователя как инициатора бизнес-процессов.

  • Предоставьте пользователю права доступа к разделу “Бизнес-процессы”, а также к реестрам/справочникам, на которые будут назначаться бизнес-процессы.

  • Создайте и настройте бизнес-процессы.

Запуск бизнес-процесса

Чтобы запустить бизнес-процесс:

  1. Создайте новую запись или откройте существующую.

  2. Перейдите в режим черновика записи.

  3. Внесите изменения в запись и опубликуйте черновик.

  4. В результате действия будет автоматически создан бизнес-процесс на согласование публикации.

    • Автор изменений будет считаться инициатором процесса.

    • Для каждого шага процесса будет создана отдельная задача.

    • Задачи распределены в соответствии с настройками бизнес-процесса: они могут быть как назначены на определенных пользователей, так и доступны определенным пользователям или ролям для обработки (т.е. доступны в общих задачах).

  5. При необходимости завершите бизнес-процесс.

Для завершения бизнес-процесса необходим доступ к учетным записям, которые указаны в настройках процесса. Если настройки бизнес-процесса используют роли пользователей, то учетным записям должны быть присвоены эти роли.

Чтобы завершить бизнес-процесс:

  1. Войдите под учетной записью пользователя, у которого есть права на согласование шага 1.

  2. Найдите задачи, созданные при запуске бизнес-процесса.

  3. При необходимости назначьте задачу шага 1 на себя.

    • Если задача согласована, то станет доступна задача шага 2.

    • Если задача не согласована, отправьте задачу на исправление, и после исправления согласуйте ее.

    • В зависимости от настроек бизнес-процесса отклонение задачи может завершить процесс, направить задачу третьему пользователю и т.д.

  4. Завершите оставшиеся задачи бизнес-процесса.

  5. В результате бизнес-процесс будет завершен.

    • При успешном завершении предлагаемые изменения будет опубликованы.

    • При неудачном завершении предлагаемые изменения будут отклонены.

Как проходит бизнес-процесс

Жизненный цикл бизнес-процесса:

  1. Запуск экземпляра процесса.

    • Пользователь производит действие, которое является стартовым. Например, пытается опубликовать отредактированную запись.

    • Система создает экземпляр бизнес-процесса согласования действия.

    • Для каждого шага бизнес-процесса создаются соответствующие задачи.

  2. Прохождение бизнес-процесса.

    • Пользователь, который имеет доступ к задаче 1 шага процесса, назначает задачу на себя (либо она уже назначена на определенного пользователя).

    • Пользователь изучает предлагаемые изменения и принимает решение: согласовать или отклонить.

    • Если задача продвигается вперед, то она отправляется на шаг 2. Если отклоняется, то возвращается к инициатору для корректировки или отмены процесса.

    • Процесс проходит по шагам до конца.

    • В ходе каждого шага пользователи могут дополнять процесс комментариями и вложениями.

  3. Завершение бизнес-процесса.

    • Если процесс успешно проходит все шаги, то предлагаемые изменения публикуются.

    • Если бизнес-процесс отклоняется на каком-либо шаге, то изменения отклоняются.

Детали жизненного цикла могут отличаться в зависимости от настроек схемы процесса, от обработчика событий и т.д. Представленный пример отражает ход работы процесса для обработчика событий, доступного в системе по умолчанию.

Пример процесса: создание новой заявки

Предварительно:

  • Создана модель данных, содержащая реестры/справочники.

  • Учетная запись с доступом к разделу «Бизнес-процессы».

  • Роли, содержащие соответствующий набор прав доступа.

  • Роли, назначенные на учетные записи пользователей.

Чтобы создать бизнес-процесс вручную:

  1. Включите режим черновика для бизнес-процессов.

  2. Нажмите кнопку image7 “Создать бизнес-процесс”, расположенную в нижней части панели бизнес-процессов.

  3. Выберите способ создания: “Заполнить вручную” и перейдите на следующий шаг.

  4. Заполните Отображаемое имя процесса и активируйте флаг “Исполняемый”. Остальные параметры будут доступны для редактирования позже.

  5. В результате действия откроется экран создания схемы процесса.

    • Добавьте стартовое событие image1 с именем “Начало процесса”.

    • Добавьте задачу с именем “Создание заявки” и, нажав на кнопку image2, выберите тип “Задача пользователя”. На блоке задачи появится значок image3.

    • Добавьте задачу типа “Задача пользователя” с именем “На утверждении”, а также с именем “На корректировке у инициатора”.

    • Добавьте исключающие шлюзы image4.

    • Добавьте завершающие события image5 с именами “Отмена заявки” и “Заявка согласована”.

    • Проведите связи между всеми событиями image6.

  6. Перейдите во вкладку “Назначение процессов” и нажмите кнопку “+ Добавить” в соответствующей строке заголовка, в зависимости от того, на реестр или справочник необходимо назначить этот бизнес-процесс.

  7. Выберите необходимый реестр/справочник и нажмите “Сохранить”.

  8. Опубликуйте черновик бизнес-процессов после завершения всех работ.

Пример готовой схемы процесса

Рисунок 1 - Пример готовой схемы процесса

Чтобы отредактировать существующий бизнес-процесс:

  1. Включите режим черновика для бизнес-процессов.

  2. Выберите бизнес-процесс и внесите необходимые изменения в описание и/или схему процесса.

  3. Опубликуйте черновик бизнес-процессов после завершения всех работ.

  4. В результате действия в текущий процесс будут внесены изменения:

    • Все экземпляры бизнес-процесса, которые были запущены до изменений, не изменятся.

    • Новые экземпляры процесса будут содержать изменения.

При необходимости используйте собственный обработчик событий:

  1. Реализуйте Java-код с обработчиком событий.

  2. Загрузите обработчик в виде библиотеки.

  3. Создайте черновик для бизнес-процессов или откройте существующий.

  4. Добавьте новый обработчик событий.

Читайте также: